https://www.high-endrolex.com/2

Созвездие историй

По алфавиту По годам
Сбросить

Ничего не найдено

Носов Василий Егорович Фронтовик и основатель династии норильских педагогов
+

Носов Василий Егорович

Фронтовик и основатель династии норильских педагогов

Василий Егорович Носов. Фронтовик и основатель династии норильских педагогов

В 1944 году Василий Носов прибавил себе год, чтобы уйти на фронт. В то время ему было всего 17 лет, но он уже работал учителем начальной школы. Он вырос в семье кузнеца в деревне Давлетовка Башкирской АССР. Из шестерых детей четверо воевали. К счастью, вернулись домой после войны все – оба брата и две сестры.

- Про войну папа рассказывал очень мало, - рассказывает дочь нашего героя Ольга Васильевна Носова. – Он избегал этих разговоров или отшучивался. Делился интересными светлыми моментами, которые были в их жизни, несмотря на войну. Вот сейчас понимаешь, что в свои 18-19 лет - это ж были мальчишки совсем. Участвовали в заплыве в честь дня Победы, ездили на трофейных мотоциклах в гости к союзникам - американцам. Тогда все были окрылены Победой над фашистской Германией, союзники были друзьями. Было одно тяжелое воспоминание, о котором он рассказывал. Когда после задания он спал в землянке, начался обстрел, его завалило. Говорил, что очень благодарен своим друзьям, соратникам, которые его откопали тогда.

Василий Носов служил на Первом Украинском фронте, вместе с войсками освобождал Польшу, форсировал Одр, принимал участие в боях на территории Германии. Наш герой был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденом Отечественной войны II степени. После войны остался служить в составе Центральной группы войск и посвятил военному делу еще несколько лет, закончил войну в Австрии.

Фронтовик-учитель

После демобилизации Василий Носов окончил исторический факультет Магнитогорского педагогического института - ему история очень нравилась. По распределению его направили директором в деревенскую школу в селе Гусевка. Позднее по комсомольской путевке Василий Егорович отправился в Норильск - работать директором сменной вечерней школы.

- В 1956 году наша семья переехала на Крайний Север, - вспоминает Ольга Васильевна. - Жили в бараке: одна комната для нас (директора школы с семьей), и две занимал учебный класс. В коридоре - печка. А с 1961 года началась его работа в Норильском вечернем индустриальном институте.

Более 22 научно-исследовательских работ Василия Носова были посвящены развитию промышленности, сельского и промыслового хозяйства Крайнего Севера. В 1968 году он заочно окончил аспирантуру института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР. Тогда же защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

Когда студенты – руководители предприятий

- Он был очень интеллигентный, добрейший человек, - добавляет Ольга Васильевна с улыбкой. - Студенты его очень любили. Стоило только назвать фамилию Носов, как в ответ: «Ой, это такой человек, он так интересно рассказывает, он такой добрый». В 60-е годы в вуз пришли учиться люди, которые имели очень большой производственный стаж, но без образования. В то время Василий Егорович был деканом заочного факультета. Это была большая ответственность, так как многие студенты были уже не простыми рабочими, они руководили производством. Но у него не было ни с кем конфликтов, студенты всегда очень уважительно к нему относились. И, как отмечал отец, они очень ответственно относились к своей учебе, старались получить как можно больше знаний.

Преподавательская династия

- Мне всегда нравилось преподавать, - отмечает Ольга Носова. - Я хотела быть, как отец, как мама, которая преподавала литературу в техникуме. Вся их многолетняя трудовая деятельность была посвящена педагогике.

Ольга Васильевна Носова работала на производстве, возглавляла лабораторию гидросферы в большом экологическом подразделении. Специалист-практик также, как и отец, пришла в Норильский индустриальный институт. Доцент, кандидат сельскохозяйственных наук до сих пор преподаёт в Заполярном государственном университете. 

Давыдов Николай Григорьевич Увлеченный ученый и декан трех факультетов
+

Давыдов Николай Григорьевич

Увлеченный ученый и декан трех факультетов

Николай рано потерял родителей во время Великой Отечественной войны. С трех лет воспитывался в детском доме. В 1960 году окончил Магнитогорский металлургический институт по специальности «Металлургия стали».

    Давыдов с супругой Норильск 1960.jpg

«Практику проходил в Норильске и после решил приехать сюда на работу, - рассказывал Николай Григорьевич в интервью «Заполярной правде» (2011).  - Сначала три месяца работал на Никелевом, потом меня перевели в ЦАТК мастером, там горячий участок образовался. А потом директор Механического Юрий Алексеевич Лоскутов пригласил на завод. Семь лет я там отработал сталеваром, мастером по выплавке стали».

 Давыдов НГ 018.jpg

Аспирантуру Николай Давыдов окончил за три года вместо четырех. И уже в 1967 году ректор НВИИ Антонина Волкова пригласила его на работу в Норильский вечерний индустриальный институт.

 Единственному на Таймыре вузу он посвятил более полувека! Здесь он прошел профессиональный и научный путь от старшего лаборанта до профессора кафедры начертательной геометрии и графики. В течение 32 лет был деканом заочного, вечернего и дневного факультетов. 

Давыдов НГ.JPG

«В своей работе мы с Николаем Григорьевичем Давыдовым не стремились кому–то понравиться.Мы просто добросовестно делали то, что от нас требовалось», - отмечал декан соседнего факультета Эдгарт Альтшулер.

 Небольшого роста, всегда с добродушной улыбкой - таким его запомнили студенты и преподаватели. Коллеги говорили о высокой работоспособности Николая Григорьевича, его скромности и интеллигентности. 

 «У него было очень развито чувство справедливости, - отметила Галина Волегова, заведующая библиотекой ЗГУ имени Н.М. Федоровского. - Он умел беречь и ценить время - и своё и других».

 8п.jpg

Ученый опубликовал более 140 работ, одна из которых стала настольной книгой советских металлургов. Результаты его исследований и сегодня применяются в литейном производстве. 

«Любимая фраза Николая Григорьевича - «В четверг иду на плавки!». Он был увлечён научно-исследовательской работой, в том числе в области изготовления и изучения высокомарганцевых сталей», - вспоминает Елена Лаговская, доцент кафедры технологических машин и оборудования ЗГУ.

    давыдов.jpg

Даже в первокурсниках Николай Давыдов сразу видел перспективу. «Будем делать из вас специалистов», - говорил он. И студенты его любили: спокойный, но, в то же время, требовательный, преподаватель вносил в учебный процесс новые методы, например, модульное обучение.

 Была в биографии ученого интересная, даже экзотическая страница. В течение четырех лет он работал в высшем техническом институте города Пномпень.  Вместе с группой педагогов высшей школы Николай Давыдов внес большой вклад в подготовку инженерных кадров Народной Республики Кампучии*. Но Норильск для Николая Григорьевича всегда оставался отчим домом, в который он возвращался вновь и вновь. 

 С инженерами Народной республики Кампучии, 1980-е годы.jpg

За многолетнюю педагогическую, исследовательскую деятельность Николай Давыдов награждён знаком «За профмастерство в области образования», знаком отличия «За заслуги перед г. Норильском». Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ», а его имя помещено в энциклопедию «Лучшие люди России».

Давыдов НГ 015.jpg

  *Для информации:

 Народная Республика Кампучи́я - камбоджийское государство, существовашее в 1979—1989 годах. Возникло в ходе Кампучийско-вьетнамского конфликта после свержения вьетнамскими войсками государственного режима Красных кхмеров. В ходе урегулирования кампучийского конфликта преобразовано в Государство Камбоджа.

 

Вершинин Борис Александрович Строитель, изобретатель и … композитор
+

Вершинин Борис Александрович

Строитель, изобретатель и … композитор

Имя Бориса Вершинина, выпускника Норильского горно-металлургического техникума и Норильского индустриального института известно далеко за пределами Красноярского края. Его песни хорошо знают и любят многие поколения норильчан. Одна из них - «Норильские сны» или «Доброй вам ночи, мои норильчане» - более 50 лет считается неофициальным гимном города. А ещё Борис Александрович – художник, изобретатель, выпускник и преподаватель Норильского индустриального института, которому он посвятил 30 лет своей жизни.

Вершинин2.jpg

Родился Борис Вершинин в Мончегорске и уже через шесть лет, в 1944 году, вместе с семьей переехал в Норильск. Шла война, и Вершинина-старшего командировали, чтобы наладить систему водоснабжения строящихся металлургических предприятий. 

О музыке

«Однажды отец привез из Красноярска итальянский аккордеон, купленный по случаю у фронтовика на рынке, -вспоминает Борис Александрович. - Перламутровое чудо, стоившее немалых денег, водрузили высоко на шкафу, чтобы кто-нибудь по неосторожности его не попортил». 

Когда Александр Александрович, наконец, решил дать сыну инструмент, чадо, ошеломив родителей, лихо отбарабанило по клавишам вальс «На сопках Маньчжурии». Отец только спросил:

«Больше ничего не можешь? Что ж, будем расширять репертуар».  

Когда будущему композитору было 8 лет, он уже начал выступать в Доме инженерно-технических работников, на избирательных участках, на городских концертах: отец играл на фортепиано, а сын - на аккордеоне. 

f2046f37a759e0bd7cb7963687be0b38.jpg

Об учебе и изобретениях

После окончания школы Бориса Вершинина приняли на третий курс техникума Норильского вечернего индустриального института (НВИИ) по специальности «Подземная разработка угольных месторождений». А отслужив в армии, он вернулся в институт и получил диплом инженера-строителя.  

Изобретательский талант у Бориса Александровича тоже от отца, на счету которого было больше сотни изобретений. Сын же записал в свой актив 50 авторских свидетельств и патентов. 

«Будучи старшим научным сотрудником института, я фактически спас кафедру «Строительно-дорожных машин и оборудования» от ликвидации, - как-то признался Борис Вершинин. - Участвовал в различных конкурсах и занимал в основном первые места. Какая это была радость, когда я получил свое первое авторское свидетельство на «эластичное ограждение дорог» из переработанных автомобильных покрышек!»  

Вершинин.jpg

За 30 лет в НИИ талантливый ученый прошел путь от старшего лаборанта кафедры горного дела до старшего научного сотрудника. Борис Вершинин помогал начинающим изобретателям и одновременно защищал свои научные разработки, связанные с производственными проблемами комбината. 

«Те, кто хоть раз получал авторское свидетельство на изобретение, знает, как трудно его получить и доказать, что твоя разработка имеет «формулу новизны», - пояснял исследователь.

верш1.jpg

Таланты помогают в учебе

Есть у Бориса Александровича и художественный талант, который проявился во время учебы в норильском вузе: 

«Рисование стало для меня как бы дополнительной общественной нагрузкой, - отмечает он. - Вызывает меня однажды ректор, Антонина Петровна Волкова, и говорит: «Нужно нарисовать Ленина, чтобы к очередному юбилею Владимира Ильича украсить фасад здания». Дескать, денег на приглашённых профессиональных художников нет, да они и нарасхват. Короче, уговорила меня. Получился на огромном плакате портрет Ленина - 60 квадратных метров. И в городском конкурсе на лучшее оформление здания институт занял первое место».

верш.jpg

Более 20 лет назад Борис Вершинин уехал из Норильска, но продолжает посвящать родному городу новые композиции. На сегодняшний день в его репертуаре более 200 произведений и шесть дисков с песнями и инструментальной музыкой. Практически половина из них посвящена Заполярью и норильчанам.

Шмидт Фридрих Генрихович Профессор, стоявший у истоков высшего образования в Норильске
+

Шмидт Фридрих Генрихович

Профессор, стоявший у истоков высшего образования в Норильске

Фридрих Шмидт родился 25 февраля 1900 года в Саратове в семье поволжских немцев. После окончания физико-математического отделения Саратовского университета, в 1930 году преподавал механику и математику в Ленинградском политехническом институте.  Дважды был отмечен премиями на Всесоюзных конкурсах вузов и втузов как лучший лектор. До начала войны успел стать деканом общетехнического факультета, руководителем кафедры теоретической механики, профессором и соавтором учебника по теоретической механике. В 1942 его вместе со всеми поволжскими немцами эвакуировали из блокадного Ленинграда в город Канск Красноярского края, а через год - арестовали и этапировали на Крайний Север.

Курсы для инженеров

Фридриха Шмидта назначили старшим инженером механической группы, затем проектного кабинета (отдел норм и стандартов) Норильского комбината.

«Я появился в Норильске зимой 1942 - 43 года, когда велось усиленное проектирование и строительство промышленных объектов Норильского комбината. В проектной конторе тогда была сосредоточено около 800 человек — инженеров, техников, конструкторов, чертежников, копировщиков, - рассказывал ученый. - Среди них было много крупных инженеров, но и много молодых людей, не получивших по разным причинам законченного технического образования».

Воспоминания профессора Шмидта дошли до наших дней благодаря его письму Тамаре Потаповой, дочери талантливого инженера и изобретателя Михаила Потапова.

 «По просьбе ряда энтузиастов я согласился в свободное от работы время прочесть специальный курс по динамике сооружений («колебания фундаментов, машин и сооружений»), который был в то время новинкой и крайне необходим проектантам, так как многие сооружения комбината должны были нести большие динамические нагрузки.  Народу на этих лекциях собиралось более 100 человек из различных стройорганизаций комбината. Вскоре выяснилось, что многие не знали или забыли основы высшей математики, теоретической механики и сопромата. Потребовалась организация еще одного курса...», - писал Фридрих Генрихович в 1966 году.

Уроки давались тяжело не только студентам. Преподаватели, ученые, эксперты работали в проектной конторе с 8 до 18 часов, затем отправлялись в лагерь на урок для заключенных и снова возвращались в контору, чтобы до позднего вечера вести занятия для вольнонаёмных.

В 1945 году возникла идея организации двухгодичных курсов чертежников-конструкторов при поддержке отдела кадров комбината. Заведующим учебной частью был назначен Фридрих Шмидт.

Высшее образование - для всех

Преподавательский состав в Норильске подобрался настолько сильный, что здесь решили не размениваться на краткосрочные курсы, а замахнуться на высшее образование в виде вечернего и заочного института.

 «Нас поддержало руководство комбината, и мы вступили в переговоры с Московским (Всесоюзным) заочным политехническим институтом. Когда руководители Московского политеха ознакомились со списком возможных преподавателей Норильского филиала, то там ахнули: такого количества квалифицированных научных работников, начиная от членов-корреспондентов Академии наук и кончая ассистентами и кандидатами наук, они у себя не имели», - вспоминал ученый.

Так идея организации технического образования в Норильске впервые получила свое воплощение по инициативе и при участии заключенных инженеров-практиков. В первый же год в институт набрали 124 студента, еще 40 человек — на курсы по подготовке в вуз. А факультетов открылось девять: геологоразведочный, горный, инженерно-экономический, металлургический, механический, строительный, химико-технологический, электрофизический и энергетический. 1 октября 1947 года начались регулярные занятия в институте и в этом же году состоялся первый выпуск Норильского горно-металлургического техникума. Профессору Фридриху Шмидту поручили не только чтение лекций по трем ведущим дисциплинам, но и прием экзаменов по ним.

Профессор с бородой

Фридрих Шмидт был человеком неординарным, явно обладал чувством юмора и стойким характером.

 «Подобно многим своим товарищам по несчастью, в качестве одной из пассивных форм протеста, я отпустил себе огромную бороду и благодаря седине казался старше своего возраста (лет на 10-15). Моя борода доставляла охранникам массу неприятностей», - писал о себе Фридрих Генрихович.

Борода Шмидта стала поводом для затянувшейся официальной переписки между руководителями проектной конторы и начальником лагеря. Правила запрещали отпускать бороду, но она была необходима для сохранения авторитета профессора среди учащихся. Спустя несколько месяцев профессора всё-таки лишили злополучной бороды.

«Когда я явился на занятия на курсы чертежников, то меня сначала, конечно, не узнали, а потом минут пять покатывались со смеху — ведь там были девчушки и ребята в возрасте 15 - 17 лет, они, конечно, видели только комичную сторону этого эпизода и не очень задумывались над нашим бесправным положением.

Годы, проведенные в Норильске, являются самыми тяжелыми и в то же время наиболее интересными страницами моей жизни, - писал Фридрих Шмидт. - Здесь я расширил свой кругозор, дозрел как ученый, совмещая интенсивную и интересную инженерную деятельность с преподаванием широкого круга важнейших дисциплин в институте».

В 1955 году ученого реабилитировали, и в июле 1956 покинул Норильск, проработав на Крайнем Севере почти 15 лет.

Федоровский Николай Михайлович Поэт минералогии и «человек-университет»
+

Федоровский Николай Михайлович

Поэт минералогии и «человек-университет»

На занятиях ученого была особая атмосфера, которую описывают в своих воспоминаниях почти все его ученики...

«Седой, как лунь, худощавый и стройный человек легко поднимается на кафедру, окидывает глазами аудиторию, делает несколько вступительных фраз, и вот уже в зал летят стихи: 

Тонка холодная кора земного шара, 
В ней километров тридцать пять едва, 
А в глубине его кипят расплавы, 
Как подо льдом бурливая вода... 

Затаив дыхание, слушают юноши и девушки стихотворные строки. Голос Федоровского звенит молодо и задорно. Некоторым казалось странным, что он рассказывал стихами о научных достижениях. Но студенты Норильского горно-металлургического техникума к этому привыкли и с нетерпением ждали появления Николая Михайловича на кафедре».

Николай Федоровский родился в ноябре 1886 года в Курске. Отец был присяжным поверенным, мать – учительницей. Когда ему было всего четыре года, он удивлял проходивших мимо дома людей, сидя на подоконнике и зачитывая им свежие новости из газет. В детстве любимым занятием будущего ученого была орнитология: он вел дневник наблюдений за птицами, хорошо знал повадки пернатых и подражал их голосам. 

Фед.jpg

С Вернадским

Сдав экстерном экзамены в Саратовской гимназии, Николай поступил в Московский университет, на физико-математический факультет. Но через три года за участие в политической студенческой сходке его исключили из университета, и он остался без денег. Чтобы выручить хоть немного средств к существованию, молодой человек решил продать полученную в подарок коллекцию минералов в магазин фирмы-производителя.

Коллекцию у него не приняли, зато предложили работу: собирать образцы минералов и отправлять их в Москву. В июне 1909 года Федоровский с другом приехали на Урал и занялись сбором камней, останавливаясь в пустующих летом школах. В одной из таких школ он встретился с учёным-естествоиспытателем Владимиром Вернадским. Академик предложил Федоровскому принять участие в его экспедиции и не раз хвалил молодого человека, отмечая его «острый глаз на камни». Вернадский пообещал ему помочь восстановиться в университете, но с двумя условиями: перейти на минералогическое отделение и провести геологоразведку по точкам, которые наметил академик. 

Федоровский3.jpg

Вернувшись в Москву, Федоровский узнал, что уже восстановлен в университете, и сразу же выполнил обещание. Именно с этого времени началась его тесная творческая связь с Вернадским, к которому все последующие годы он относился с чувством горячей благодарности ученика к дорогому учителю:

Ученый видит дальше, чем другие,

Работает над будущим страны.

И мысли, его сердцу дорогие,

Спустя десятки лет оценены.

4668_1485221041.jpg

Николай Федоровский был одним из основателей Московской горной академии, где он возглавлял кафедру минералогии с 1918 года. Был организатором и директором Всесоюзного научно-исследовательского института минерального сырья, который сейчас носит его имя. Николай Михайлович разработал комплексный метод исследования минерального сырья, который стал важной частью изучения новых месторождений. Он создавал учебники, научные труды, редактировал специализированные журналы.

С Эйнштейном

В феврале 1921 года Федоровский информировал Москву об установлении связей с учеными не только в Германии, но и в Голландии, Швеции, Чехословакии и Франции. Во многом этому способствовала его памятная встреча с Альбертом Эйнштейном. Свидетель этой встречи, сотрудник советского посольства, вспоминал: 

«Гость сидел в кресле перед Эйнштейном, немного сгорбившись и щурясь от яркого солнечного света, бившего через окно. Эйнштейн смотрел на него с удивлением:

— Так вот, каковы эти люди, о которых рассказывал ему Роллан: «тесто Сократа, Кромвеля, Робеспьера...» Нет, пожалуй, сходства здесь не было ни с первым, ни со вторым, ни с третьим. История не повторилась и вылепила нечто совсем, совсем новое. Сильные костлявые плечи и руки, может быть тянувшие когда-нибудь баржу, ту самую, которая изображена на картине Репина. И бледный лоб ученого… Марго Эйнштейн (падчерица ученого) сказала потом, что выразить это лицо можно было бы в темном камне, но даже и в камне было бы трудно - слишком много в нем скрытой внутренней силы.

Застенчиво улыбаясь, гость на хорошем немецком языке сказал Эйнштейну, что среди первых научных и научно-популярных книг, готовящихся к изданию в Советской России, будет его «Частная и общая теория относительности».

 - Не забудьте, - добавил Федоровский, - что страна наша после семи беспримерно тяжелых лет лежит в развалинах. Те немногие произведения, которые доходят до типографского станка, печатаются порой на оберточной бумаге. Для вашей же книги будет отпущена хорошая белая бумага. А она у нас на вес золота!»

Федоровский часто бывал в экспедициях и участвовал в инспекционных командировках. В ходе этих поездок он посетил большую часть главных горнопромышленных районов страны. Побывал и в странах Европы, путешествовал по Африке. 

«В минералогию отец был безумно влюблён как во что-то живое и прекрасное», – вспоминала его дочь Елена.

В Норильске

В 1944 году Федоровского репрессировали в Красноярске. Тяжелой работе по погрузке барж он предпочел преподавание и сам попросился в Норильск, где так нужны были образованные люди. 9 лет ученый преподавал в Норильском горно-металлургическом техникуме. 

«Мне посчастливилось на протяжении трех с лишним лет почти ежедневно общаться в Николаем Михайловичем, слушать его лекции по минералогии, кристаллографии и месторождениям полезных ископаемых, - вспоминал один из его учеников Никодим Созинов, ставший доктором геолого-минералогических наук. - Сейчас за далью лет многое уже ушло из памяти, но многое осталось на всю жизнь и никогда не забудется. У нас, в Норильском горно-металлургическом техникуме, Николай Михайлович заведовал геологическим отделением, читал лекции и проводил практические занятия. Это - формальная сторона. Фактически же он был для нас, послевоенных подростков, не просто учителем, но и старшим товарищем, добрым другом, к которому мы всегда обращались за советом и помощью. Он был посвящен во все наши мальчишеские тайны и хранил их».

Федоровск1.jpg

Николай Федоровский попытался в стихотворной форме передать свою любовь к камню, минералам - этим «восхитительным плодам природы». Поэзию он любил и раньше, как об этом можно судить по воспоминаниям дочери, нередко и в молодые годы писал стихи. Но, пожалуй, лишь в Норильске в полной мере проявилась эта грань его таланта:

...И как кислород в атмосфере

Сжигает объятьем огня,

Глубокая страстная вера

Сжигает желаньем меня.

Желаньем во все претвориться,

Что жизнью живою живет,

Желаньем с Вселенною слиться

И с солнцами мчаться вперед.

Качаться по ветру былинкой,

Бежать за морскою волной.

Быть самой ничтожной пылинкой,

Но только пылинкой - живой...

В 1954 году Федоровский был реабилитирован и сразу тяжело заболел. Дочь перевезла ученого из Норильска в Москву. 2 февраля 1955 года он был восстановлен в звании члена-корреспондента Академии наук СССР.

 

Томенко Виктор Петрович От директора Заполярного филиала «Норникеля» до губернатора 1993
+

Томенко Виктор Петрович

От директора Заполярного филиала «Норникеля» до губернатора 1993

Будущий губернатор Алтайского края родился и вырос в Норильске. На горнорудном комбинате работал его папа, а мама обучала детей. В школе Виктор Томенко играл в баскетбол, тренировался вместе с Александром Новаком.

Как и будущий вице-премьер страны, Виктор Томенко пошел сначала работать, а потом учиться. 17-летний парень начал свою карьеру с должности аппаратчика-гидрометаллурга 1 разряда. Во время учебы в Норильском индустриальном институте успел поработать сразу в нескольких экономических отделах Надеждинского металлургического завода.

«К моменту окончания института я поработал в самых разных отделах компании, затрагивающих все экономические направления деятельности предприятия: в плановом, отделе труда и зарплаты, бухгалтерии и даже в экономических службах плавильного цеха «Надежды». Поэтому у меня было полное представление и о заводе, и о месте работы, и о том, что с чем взаимодействует. Может, наш институт в те времена недодавал каких–то базовых, фундаментальных знаний, но с прикладной точки зрения этот опыт был очень полезен. Сейчас, встречаясь с однокурсниками, многие из которых занимают руководящие посты на переделах комбината, мы обсуждаем ту систему подготовки и приходим к выводу, что она была очень эффективна, поскольку позволила насытить комбинат управленческими и экономическими кадрами», - уверен Виктор Петрович.

После окончания вуза карьерный рост выпускника кафедры «Экономика и управление на предприятии» был стремительным. С 1997 по 2004 годы он был заместителем генерального директора по экономике и финансам на Норильском комбинате. В 33 года Виктор Петрович возглавил Заполярный филиал «Норильского никеля», а уже через 9 лет занял пост вице-губернатора – заместителя председателя правительства Красноярского края. В 2018-м президент России назначил Томенко губернатором Алтайского края. В этой должности бывший норильчанин трудится по сей день.

 


Цырульник Роберт Петрович Наставник целого созвездия российских экономистов
+

Цырульник Роберт Петрович

Наставник целого созвездия российских экономистов

Роберт Цырульник родился 19 ноября 1937 года в многодетной семье украинского учителя. Окончил геологоразведочный институт в Киеве и поступил в Ленинградский горный. Преддипломную практику молодой инженер–экономист проходил в Норильске и уже в 1965 году вернулся за Полярный круг с женой Маргаритой, чтобы устроиться на рудник «Таймырский». Когда супруги пришли в отдел кадров комбината за направлением на работу, к Цырульнику подошла ректор Норильского индустриального института и пригласила его вести курсы бухгалтеров. Так с 1 февраля 1965 года началась его преподавательская карьера.

Цырульник с семьей.jpg

«Параллельно я поработал и в управлении угольных шахт — раньше считалось, что преподаватель должен пройти через производство», - вспоминает Роберт Петрович в одном из интервью «Заполярной правде».

Норильский горно-металлургический комбинат был основным местом работы преподавателя в течение 6 лет. Сначала он занимал должность заместителя начальника планового отдела Кайерканского разрезоуправления, позднее - старшего инженера в плановом отделе Управления угольных шахт. Свой производственный опыт Роберт Петрович передавал своим студентам в Норильском индустриальном институте. За неполные 30 лет (с 1972 по 1999 годы) он прошёл путь от старшего преподавателя до профессора.

Цырульник со студентами.jpg

«Профессор Цырульник умеет не только хорошо учить, но и хорошо дружить...», - отмечают его бывшие студенты. А сам Роберт Петрович охотно делится секретами собственного педагогического успеха:

«Стараюсь в любом первокурснике найти нужную ниточку, признать в нём личность, довести до диплома. Жизнь всё равно каждому даёт по вкусу и дарованию. Я не фанат трудовой дисциплины — студенты голосуют ногами и ходят на лекции тех преподавателей, которые им действительно интересны. Считаю, что человек должен делать то, что обещал, жить без пустых слов.

Когда в первый раз я иду к студентам, волнуюсь: среди молодых людей всегда найдутся те, которые захотят проверить тебя «на зуб», узнать, что ты из себя представляешь, как будешь реагировать на те или иные выпады. Я нахожу общий язык с наиболее активными, спрашиваю у них элементарные вещи по предмету и пытаюсь убедить их, что экономики они совсем ещё не знают, что только вместе со мной они начинают постигать её азы. Через десять минут даже самые бойкие становятся тихими, ласковыми, шёлковыми».

Цырульник1.jpg

За годы работы в Норильском институте профессор Цырульник создал собственный банк образовательных технологий, внедрил в учебный процесс элементы модульного обучения студентов. В списке опубликованных учебно-методических трудов 251 наименование, в том числе авторские программы и учебные пособия.

Кандидат технических наук стоял у истоков кафедры экономики, менеджмента и организации производства. Первый же выпуск в 1993 году оказался по-настоящему звёздным. Молодые экономисты и финансисты быстро продвигались по карьерной лестнице. Сейчас имена первых выпускников кафедры знает вся Россия: вице-премьер Александр Новак, губернаторы Виктор Томенко (Алтайский край) и Алексей Текслер (Челябинская область), депутат Законодательного собрания Красноярского края Виталий Толстов, директор по персоналу машиностроительного холдинга «Вертолеты России» Расул Эльканов.

«Можно сказать, что мы учились вместе со своими студентами, - признаётся Роберт Цырульник. - Всего мы выпустили 13 поколений экономистов. Они теперь работают во всех без исключения экономических службах, причем большинство на руководящих должностях».

4.jpg

«Роберт Петрович привил нам любовь к занятиям в сфере финансового анализа», - отмечает заместитель председателя правительства России Александр Новак.

«Я помню Роберта Петровича как руководителя кафедры, потому что я пришла на работу именно к нему. Я его до сих пор считаю своим вторым отцом. Это на самом деле было так, потому что он всему научил, всегда защищал и наставлял. И даже уволившись, интересовался нашей судьбой, что там у нас происходит, давал нам советы с высоты своего огромного, колоссального жизненного и профессионального опыта», - говорит Елена Долженко, и.о. декана факультета электроэнергетики, экономики и управления ЗГУ.

WhatsApp Image 2024-09-19 at 16.48.39.jpeg

Более 45 лет Роберт Цырульник прививал своим студентам любовь к экономическим наукам. В ноябре 2024 года профессору исполняется 87 лет, он помнит каждого выпускника и искренне радуется их достижениям, а также успехам уже их выпускников, ведь это самое главное богатство для преподавателя. 


Демченко Олег Николаевич и Ирина Владимировна Идеальный союз доцентов ЗГУ имени Н.М. Федоровского
+

Демченко Олег Николаевич и Ирина Владимировна

Идеальный союз доцентов ЗГУ имени Н.М. Федоровского

Олег и Ирина Демченко – супружеская пара, которая уже более 20 лет является частью большой семьи самого северного вуза России. Олег Николаевич – ответственный секретарь учёного совета Заполярного госуниверситета. Вместе с Ириной Владимировной они - доценты кафедры философии, истории и иностранных языков.

Молодые люди познакомились в 1982 году на рабочем факультете Ростовского государственного университета (сейчас это подготовительное отделение Южного федерального университета). Тогда на факультете готовились к поступлению в вуз взрослые люди с рабочим стажем или после армии. Отслужив, Олег Николаевич решил учиться дальше, а Ирина Владимировна уже работала и тоже поступила на этот факультет.

29 января 1983 года прямо на первом курсе они сделали один из самых важных шагов в своей жизни - официально оформили отношения. После окончания университета Олег и Ирина продолжили строить своё общее будущее в преподавательской сфере, на кафедре гуманитарных наук в Горнорудного института.

IMG_7842.JPG

С юга на север

Спустя несколько лет работы в родном городе на юге страны супруги Демченко получили приглашение продолжить карьеру на Крайнем Севере. Друзья позвали, они согласились и вот уже более 20 лет делятся знаниями и опытом со студентами единственного в Норильске инженерного вуза. Но первый день за полярным кругом они запомнили навсегда:

«Вылетали мы из +40 градусов обычного южного августа, а приземлились в пустую холодную осеннюю тундру. Был пронизывающий ветер, тёплая куртка не спасала - вспоминает Ирина Владимировна. - Из комфортных условий, где у нас была своя просторная квартира и солнышко, мы оказались в семейном общежитии на улице Металлургов, в комнате всего 12-15 квадратных метров. Вскоре нам предстояло ещё больше удивиться северным условиям: в сентябре выпал снег и не растаял до следующего лета!»

«21 августа 2001 года я впервые прилетел в Норильск, и дорога из аэропорта меня поразила, как и всех, кто впервые оказывается в этом городе, - добавляет Олег Николаевич. - Только представьте картину: предприятия, линии электропередач, железнодорожные пути и бескрайняя тундра… Такое впечатление, что я попал совсем в другую реальность или в необитаемый мир. Но когда въехали в сам город, краски изменились. Чистота, хорошие здания, люди ходят. Резкий переход от производственных просторов к городскому пейзажу немного успокоил, а со временем и вовсе стало привычно».

IMG_7844.JPG

От преподавания к исследованиям

По словам Олега Демченко, профессию преподавателя он выбрал не просто так. С самого начала почувствовал своё призвание - передавать знания и воспитывать новое поколение:

«Возможно, это была судьба, но я чувствовал, что мое место - в учебных аудиториях, где я могу делиться своим опытом и вдохновлять студентов на поиски истин».

Супруги сходятся во мнении, что самое трудное – это заинтересовать студентов своим предметом. В техническом вузе многие первокурсники часто недопонимают или не хотят понимать, зачем нужно знать историю, философию, экономику, социологию и другие гуманитарные предметы.

«На первых курсах мы сталкиваемся со слабо подготовленными студентами. Даже, если у них аттестаты с хорошими оценками, знания - только «на троечку», - сетует Олег Николаевич. - Каждый новый учебный год приносит нам новых студентов, которые приходят учиться без ярко выраженного желания. В момент самоопределения они делают выбор неосознанно, под влиянием внешних обстоятельств. Кто-то избегает армии, кто-то еще планирует пожить за счет родителей. Нам приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы заинтересовать студентов и достичь видимых результатов. Каждый разговор, лекция, занятие – всё это кусочки единого паззла, который мы собираем, чтобы помочь студентам раскрыть свой потенциал и найти свое призвание».

IMG_7841.PNG

Своим главным достижением супруги Демченко считают защиту диссертаций и получение званий доцентов. Олег Николаевич - кандидат философских наук, Ирина Владимировна - педагогических. Вместе они участвовали во множестве международных и всероссийских конференций, активно занимаясь наукой – без этого невозможно защитить диссертацию.

«Сейчас мы продолжаем научную деятельность, но уже больше уделяя внимание образовательному треку. Мы прививаем студентам наш интерес к исследованиям, и продолжаем вместе с ними углубляться в гуманитарные науки. Недавно выпустили статью «Христианские мотивы в книгах о Гарри Поттере» в журнале «Арктический вестник», - делится успехами ответственный секретарь учёного совета ЗГУ.

Радость от работы у преподавателей появляется каждый раз, когда они видят, что студенты хорошо готовы, внимательно слушают, обращаются и интересуются. Положительные отзывы о наставниках в соцсетях - тоже приятный бонус.

«Чтобы завоевать уважение студентов, надо упорно работать и искренне любить свою профессию. Как говорится, первые 20 лет ты нарабатываешь имидж, а остальную часть жизни он работает на тебя», - признаётся Олег Демченко.

Философия супругов Демченко

В финале интервью мы попросили Олега Николаевича и Ирину Владимировну поделиться с молодёжью своей философией жизни. Они с удовольствием дали ценные советы сегодняшним абитуриентам:

«Будущим студентам мы желаем осознать важность правильной расстановки приоритетов. Необходимо четко определить свои цели и задачи, чтобы не запутаться в своем образовательном пути. Важно понять, что учеба - это строительство своего будущего. Лучше потратить время на изучение себя, своих интересов и желаний, чем потом разочароваться и переквалифицироваться. Мы все заслуживаем того, чтобы идти по пути, который нас искренне интересует и приносит радость. Пусть каждый из нас найдет свою истинную цель и идет к ней с уверенностью и настойчивостью!»

#НаукаСемьяПреподавание #ГодСемьи


Волкова Антонина Петровна Женщина-ректор - первая во всём
+

Волкова Антонина Петровна

Женщина-ректор - первая во всём

Антонина Петровна Волкова – первая во всём

История женщины-ректора, которая 60 лет назад возглавляла норильский вуз

Женщины-ученые, руководители и исследователи совершили множество открытий и достижений. Упорные, трудолюбивые, верные научным идеям, они часто становились проводниками перемен и прогресса. 60 лет назад единственный на Таймыре вуз возглавляла именно такая женщина. Представляем вашему вниманию историю Антонины Волковой – одного из первых ректоров Норильского вечернего индустриального института.

В жизни Антонины Петровны много раз повторяется слово «первая». Можно только представить себе, какой трудный путь на производстве и в науке кроется за сухими архивными строками. Они констатируют, что Антонина Волкова - первая в истории нашей страны женщина, которая руководила цехом разделения файнштейна Норильского горно-металлургического комбината, а затем стала главным обогатителем комбината.

Антонина Волкова была одним из разработчиков процесса разделения медно–никелевого файнштейна на медный и никелевый концентраты с помощью флотации (вместо разделительной плавки). Это позволило повысить производительность на 34% и увеличить извлечение никеля на 2%.

«Антонину Петровну Волкову знаю по совместной работе в Норильском комбинате с 1952 года как эрудированного инженера, прекрасного специалиста. Волкова — поборник всего нового, передового...», - писал Николай Машьянов, директор НГМК с 1969 по 1972 годы.

На должность ректора Норильского вечернего индустриального института (НВИИ) Антонину Волкову назначили через год после его создания. В том же, 1962 году, ей было присвоено звание доцента кафедры горных работ. При ней в НВИИ состоялся первый выпуск инженеров, а число преподавателей с научными степенями увеличилось в десять раз – с двух до 20.

Какие компетенции характеризуют единственную в истории ЗГУ женщину-ректора?

Талантливый руководитель, организатор и грамотный специалист - так отзывались о ней коллеги и студенты.

«Я ученик А. П. Волковой, работаю с ней с 1948 года. Это всесторонне развитый инженер, обладающий значительными организаторскими способностями», - вспоминал Тимофей Богданов, преподаватель Норильского вечернего индустриального института.

По словам современников, она была незаурядным человеком, всегда четко формулировала свою позицию и последовательно ее отстаивала. Несмотря на жесткость и принципиальность, она была очень добрым, отзывчивым и порядочным человеком.

«Постучавшись, в ее кабинет мог зайти любой – рассказать о своих проблемах и получить не только совет, но и реальную помощь» - отмечал в своей рукописи «От ректора к ректору» доктор технических наук, профессор Эдгарт Альтшулер.

Благодаря ее авторитету в городе, удавалось приобретать необходимые материалы и оборудование для института. Учебные аудитории были максимально приближены к производству. Как писали газеты, именно Антонине Волковой «удалось собрать целое созвездие ученых, исследователей, производственников, сформировавших свою уникальную систему образования в северном исполнении». Эти традиции, когда высшее образование, исследования и разработки тесно связаны с интересами высокотехнологичных производств, сохраняются до сих пор – в Заполярном государственном университете.

Забусов Владимир Владимирович Единственный выпускник НИИ, ставший ректором
+

Забусов Владимир Владимирович

Единственный выпускник НИИ, ставший ректором

Владимир Забусов родился 15 июля 1951 года в Ворошилове, сегодня это город Уссурийск Приморского края. Отец был военнослужащим, и семья вместе с ним колесила по всей стране: от рыбацкого поселка севернее Салехарда до Ферганы. Из его детских впечатлений сохранилось, что до 7 класса дольше учебного года нигде не приходилось задерживаться. После 8 класса в 1966 году поступил в техникум, который окончил с отличием. И уже в августе 1972 года молодой специалист приехал в Норильск. Принимал участие в строительстве и пуске нескольких очередей рудников «Маяк», «Комсомольский». Когда в 1973 году поступил в Норильский вечерний индустриальный институт, на работе начался карьерный рост: инженера-электрика быстро пригласили в Управление строительства специалистом по технике безопасности и охране труда. Норильский вечерний индустриальный институт он окончил с отличием и получил квалификацию инженера-электрика.

Забусов В2.В..jpg

В 1980 году Владимир Забусов пришел работать в НИИ. Сначала в должности заведующего лабораторией, затем старшего преподавателя, доцента, декана факультета, проректора по учебной и научной работе. Седьмой в истории НИИ ректор Владимир Забусов был избран в 2005 году на конференции трудового коллектива.  

завкафедрой Забусов В.В с сотрудниками.jpg

«В беседе с директором Заполярного филиала ОАО “ГМК “Норильский никель” Виктором Петровичем Томенко, состоявшейся вскоре после моего утверждения в должности ректора, мы четко обозначили свои позиции: до тех пор, пока будет существовать производство на этой земле, до тех пор будет существовать — и нужен будет! — наш институт. Он все эти годы жил с городом и комбинатом одной жизнью, одним дыханием. Надеюсь, так будет и дальше.  Хочется, чтобы мы с вами гордились нашим вузом. Думаю, он этого заслуживает», - вспоминал Владимир Забусов.

ректоры Забусов В.В., Садовский Г.И, Колегов А.А..jpg

Это интервью было опубликовано в газете Норильского индустриального института «Индивид» в неблизком уже 2006 году. Именно в это время ректор активно проводил реформы самого северного вуза, которые продолжались вплоть до 2016 года.

«Мы идем вслед за производством, соответствуя современным его потребностям — в наших планах выйти на качественно новый государственный статус, не института, а академии, где будет место настоящей науке, где можно будет реализовать любые задачи, стоящие перед высшей школой страны», - отмечал Владимир Владимирович. 

Директор Заполярного филиала ГМК «Норильский никель» Муравьев Е.И. и Забусов.jpg

Ректор стремился сделать отношения в коллективе демократичными. Команда вуза реформировала структуру управления, на факультетах появились ученые советы. Впервые в НИИ провели конкурс среди преподавателей на звание «Профессор года» и «Доцент года».

Большое внимание Владимир Забусов уделял международному сотрудничеству института. В декабре 2007 года был подписан трехсторонний договор между институтом непрерывного образования Хельсинского технологического университета, корпоративным университетом «Норильский никель» и Норильским индустриальным институтом об организации совместной подготовки специалистов для компании. Кроме того, по инициативе ректора в институте начали применять новые формы и методы обучения, развивающие полезные навыки студентов.

Генеральный директор ОАО «ГМК Прохоров М,Д. в институте.jpg

«Наша цель - предоставить студентам качественное высшее образование, обеспечить регион и страну высококвалифицированными специалистами, - пояснял Забусов. - Мы должны помочь человеку в обучении и сформировать его нравственные и духовные качества. То, что человека делает истинным Человеком, созидателем разумного, доброго и вечного.  Для тех же, кто пришел в институт получить специальность, мое пожелание - достичь своей цели».

Посещение института. Генеральный директор ОАО «ГМК «Норильский нике....jpg

Управляя институтом, Владимир Владимирович успевал и преподавать, и исследовать. Профессор Забусов вел курсы по дисциплинам «Теоретические основы электротехники» и «Общая электротехника и электроника». Он - автор 110 научных и учебно-методических работ, в том числе монографий, учебных пособий с грифами УМО и Минобразования России. Область научных интересов ректора НИИ включала надежность и безопасность эксплуатации электроустановок и технологических коммуникаций в сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера. 


Котульский Владимир Климентьевич Геолог с сильной волей и эрудицией
+

Котульский Владимир Климентьевич

Геолог с сильной волей и эрудицией

Родился будущий ученый 3 июля 1879 в городе Белостоке. Его отец служил начальником станции, там же телеграфисткой работала мать. Семья была дружной, счастливой, талантливой.

Владимир Котульский окончил реальное училище в Одессе, а в 1903 - Петербургский горный институт. Здесь он в течение восьми лет преподавал минералогию. Изучал во время экспедиций золотоносные районы Сибири, Алтая, Центрального Казахстана, Норильский рудный район.

08_1943g_vruchenie-nagrad-v-ditre_v-czentre-kotulskij-v.i..jpg

Одним из первых Котульский понял преимущества геофизических методов поиска рудных месторождений: магнитомерии, электроразведки, гравиметрии, сейсмометрии. Чтобы поближе познакомиться с организацией и методикой таких работ, он в 1924 году отправился в Швецию. Через 6 лет ученого пригласили в Ленинградский горный институт заведовать кафедрой полезных ископаемых. Одновременно Владимир Климентьевич работал заместителем директора Научно-исследовательского института металлов.

Академик Сергей Смирнов, специалист в области минералогии рудных месторождений, говорил про Котульского:

«Каждый из нас, кто соприкасался с ним в работе, да и вообще в жизни, хорошо знает, каким неиссякаемым источником новых идей он являлся, и как быстро он умел находить верное направление в исследовании. Недаром многие из наших специалистов по рудным месторождениям считают себя его прямыми учениками».

В 1932 году Владимира Котульского распределили на Кольский полуостров, научным консультантом и руководителем геологических работ комбината «Североникель». Результатом его работы стало открытие уникальных медно-никелевых месторождений в районе Мончетундры (крупного горного массива на западном берегу озера Большая Имандра).

izobrazhenie_2024-03-12_172809640.png

В начале войны комбинат «Североникель» эвакуировали из Мончегорска в Норильск.  Вместе с большой группой геологов и металлургов за Полярный круг прибыл и Котульский.

«Появление Владимира Климентьевича в Норильске было большим подарком судьбы не только для нас, геологов, но и для комбината в целом, - вспоминал геолог, доктор геолого-минералогических наук Юрий Шейнманн. - К тому же, в связи с эвакуацией «Североникеля», к нам была переброшена и возглавлявшая им геологическая служба. Высокая квалификация, длительная работа на близких по типу рудах обеспечивали большую помощь. Нас было немного, фронт работ разворачивался, надо было обеспечивать сырьем уже работавшие вне всяких проектных очередей заводы, углем весь комбинат и одновременно выискивать строительные материалы, флюсы и т. д. И охватывать геологическими исследованиями окружающую область. Конечно, самым главным в прибывшем пополнении был сам Котульский. Человек интеллигентный и эрудированный, большого ума, хороший организатор в самом высоком смысле слова. Сильнейшая воля, выходя за пределы его «я», делала его властным. Ему невольно подчинялись все. Однако, при всей властности, умении подчинить всю работу коллектива выбранному направлению, даже при большой страстности в отстаивания своего мнения, Котульский никогда не забывал, что и боги могли ошибаться».

Котульский.png

В 1943 году за работу в Норильске Владимир Котульский был награжден орденом Трудового Красного Знамени. По результатам исследований он написал научные работы, которые его коллегами приравнивали к докторским диссертациям.

Сразу после войны ученый переехал в Ленинград, где 4 года работал заведующим научной частью сырьевой лаборатории института «Гипроникель».

 


Новак Александр Валентинович Вице-премьер и, пожалуй, самый известный выпускник
+

Новак Александр Валентинович

Вице-премьер и, пожалуй, самый известный выпускник

Отец Александра Новака работал на строительстве Надеждинского металлургического завода, поэтому и перевёз свою семью в Норильск. А сам Александр получил от «Надежды» направление на учёбу – в Норильский индустриальный институт (сейчас Заполярный государственный университет).

По словам Александра Валентиновича, учеба в Норильске давала ряд весомых плюсов благодаря системе завод-втуз. Студенты поступали по направлению конкретного предприятия, и с момента приема в вуз начинал начисляться трудовой стаж, была возможность совмещать работу с учебой. Начиная с третьего курса семестр строился следующим образом: один месяц была обычная учеба, а второй — днем работа, а учеба вечером. После прохождения практики студенты получали не стипендию, а полноценную зарплату. Кроме того, Александр хотел продолжить занятия баскетболом, и в институте сложилась «отличная команда».

Александру Новаку повезло с наставником. Он впитал все ноу-хау выдающегося педагога Роберта Цырульника, который возглавлял кафедру экономики и управления предприятием. Будущий вице-премьер стал ярким примером того, как новые образовательные технологии становятся основой блестящей карьеры. Уже во время учёбы Новак сменил несколько должностей на НМЗ – от техника-технолога до экономиста, а после окончания института за 5 лет дорос до начальника управления налогового планирования Норильского горно-металлургического комбината.

В мае 2000-го Александр Валентинович стал заместителем главы Норильска, а спустя два года уже руководил департаментом финансов администрации Красноярского края. В нулевых был замгубернатора и председателем краевого правительства. В следующем десятилетии его уже знала вся страна как министра энергетики, а теперь - как заместителя председателя правительства России.


https://www.high-endrolex.com/2