https://www.high-endrolex.com/2

Горное дело Геннадия Щадова

Доцент, кандидат экономических наук, мастер спорта России по баскетболу, Геннадий Щадов - новый заведующий кафедрой разработки месторождений полезных ископаемых Заполярного госуниверситета.

Мы разговорились и убедились, что представитель шахтёрской династии в третьем поколении - эффективный руководитель, который умеет воодушевлять и организовывать. Представляем вашему вниманию интервью с лидером, который умеет общаться с людьми — говорить и убеждать.

- Геннадий Иванович, на первый взгляд кажется, что для Вас, как представителя династии, известной в угольной отрасли, сфера деятельности была предопределена. Так ли это?

-  Думаю, что так и было. Нас со старшим братом отец с детства брал на работу, когда был начальником участка. Жили мы в маленьких угольных посёлках и городках в Бурятии, Иркутской области. Шахтерский труд знали не понаслышке. А вот деда видели редко. У него на первом месте была работа, он занимал высокие посты.

Для информации:

Михаил Иванович Щадов - министр угольной промышленности СССР (1985—1991 гг.), талантливый ученый и инженер в области горного дела, доктор технических наук, профессор. Именно по его инициативе в Советском Союзе начала развиваться добыча угля более безопасным открытым способом. В 2013 году Бородинскому угольному разрезу было присвоено имя Щадова.

20200719-12-12_0043-7454.JPG

- Почему выбрали именно Московский горный институт? Что Вам дал вуз – компетенции, связи, подходы к работе?

- Я поступил в Московский горный институт, где учился брат. Мы оба учились на специальности «Открытые горные работы». Младший только у нас экономист, не пошёл по нашим стопам. Мне хотелось учиться на подземной разработке, но не взяли из-за высокого роста, сказали: не сможете в шахте пройти, поступайте на открытые горные работы.

Никаких привилегий у нас не было, мы не были «золотой молодежью». Даже наоборот - нам было сложнее учиться и добиваться чего-то в работе и жизни. Спорт, труд и знания - только так мы могли победить и доказать, что мы не просто чьи-то родственники. Дед и отец прививали нам понимание того, что добиваться нужно всего своим трудом. На практике я начинал с горнорабочего, взрывника, помощника машиниста. И это очень пригодилось в жизни, потому что когда я пришёл на производство, то уже неплохо разбирался в открытой разработке.

- В Норильске тоже много династий горняков и, наверняка, многие старшеклассники задумываются – пойти по семейной стезе или выбрать другую сферу. Что Вы им посоветуете? Чем может привлечь молодых людей горное дело?

- С одной стороны, горное дело действительно тяжелое. Не каждый может такое напряжение выдержать, тем более, если это работа в шахте. Подземный способ разработки более сложный. Там есть свои определенные нюансы. Но горные инженеры востребованы, их труд хорошо оплачивается, это интересная и современная отрасль. Школьникам необходимо больше рассказывать о горных профессиях, условиях труда, о применении новых технологий. Нужны экскурсии на производство, участие в профильных мероприятиях.

Я недавно встречался со студентами нашего колледжа. Разговаривал с ними более двух часов. Рассказал им, что Москва, Питер, Иркутск, Красноярск, Кемерово - это всё хорошо, и при поступлении в институт вам дадут общежитие. Я сам это прошел, испытал на себе. Но с учетом небольшой стипендии не каждый выдерживает это испытание, не все родители могут постоянно помогать материально.

Здесь же, в Заполярном госуниверситете, преподаватели высокого уровня, очень много инженеров-практиков, которые уже в процессе обучения видят в студентах своих потенциальных работников. После окончания университета можно построить хорошую карьеру.

Самый большой плюс Норильска в том, что производственная база находится рядом. Когда я учился, многие студенты  мечтали попасть на производство. Тем более, и сама практика у нас не всегда проходила на рабочих местах.

- Расскажите о Вашей научно-исследовательской работе. Что Вас по-настоящему увлекало? Каким достижением в карьере Вы гордитесь?

- Моя научно-исследовательская работа была посвящена взрывчатым материалам, экологическим проблемам горных предприятий. Задач было много, и управленческих, и инновационных, и не только в горном деле, но и в экономике в целом, в организации производства.

В моей работе в основном был рутинный труд. Но в 90-е годы, когда на участке люди не получали зарплату по полгода, мы старались решать эти вопросы, находили варианты. Голодными работники и их семьи не оставались.

Запомнилось, когда меня назначили директором филиала университета в городе Усолье-Сибирском. Филиал был на грани закрытия, но мы с командой восстановили его, до сих пор там занимаются студенты. Несколько преподавателей за 5 лет защитили проекты по различным направлениям - от химии до педагогики - и стали кандидатами наук. Горжусь, что оставил там хороший кадровый резерв, потенциал, который продолжает успешно работать.

Бархатная осень 2007 060.jpg

Были успехи в спорте, когда получил звание мастера спорта России по баскетболу, участвовал в гонке на яхте «501 миля по пресной воде». Это соревнование вошло в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная гонка по пресной воде. Участвовал в Международной научно-исследовательской экспедиции «Миры на Байкале».

И, наверное, самое большое моё достижение, как и у каждого человека -  это дети, семья.

- Почему выбрали новым местом работы Норильск, какие у Вас впечатления от города?

- В Норильск я приехал впервые в жизни. Бывал в городе Мирном в Якутии, в пустыне Гоби в Монголии. Что удивило? Наверное, сильные ветра больше всего. Морозами сибиряка не удивишь.

Приехал, так как заинтересовало предложение о работе, а также возможность своими глазами увидеть современное производство за Полярным кругом. Уже был на экскурсии на руднике «Комсомольский». Во время спуска в шахту провели эксперимент: через какое время дойдёт до диспетчера сигнал о том, что нам нужна помощь. За минуту дошел. Это очень интересно было, ведь в экстренной ситуации, когда у тебя запас воздуха в движении 60 минут, а в ожидании от 4 до 5 часов, этого времени будет достаточно для спасения человека.

photo_5285357862668848999_y.jpg

- Что удивило в ЗГУ имени Н.М. Федоровского?

- Коллектив в Заполярном госуниверситете хороший, все друг другу помогают, подсказывают. Все очень дружные - начиная от студентов, преподавателей, и заканчивая административным персоналом.

Удивило также то, что компания «Норникель» не просто сотрудничает с ЗГУ, они находятся как бы внутри университета. Не буду скрывать, во многих других вузах очень сложно привлечь производственников вести лекции. Здесь же руководители предприятия имеют научные степени и с удовольствием идут преподавать.  И я объясняю студентам, что нужно много учиться, если вы хотите достичь уровня этих руководителей.

- В группе специальностей «Горное дело» не бывает бакалавриата, только специалитет. В чем сложность специальности «Горный инженер»? 

- Существует общий учебный план для профиля «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых». Эта специальность стратегическая, и «на самых верхах» горняцкое шахтерское братство отстояло этот учебный план на пять лет. За четыре года невозможно выучить горняка, необходим очень большой багаж знаний.

Горный инженер должен знать все: как управлять, как добывать, как вести взрывные работы. Это действительно серьезная специальность. Учебный план очень насыщенный, и выходят ребята из университета именно такими специалистами.

IMG_4692.jpeg

- Какими компетенциями должен обладать будущий руководитель горнодобывающего предприятия?

- Нужно учиться, причём, учиться всю жизнь.  И главное -  уметь находить необходимую информацию и разобраться в том, что применимо для твоей работы.

И основное это, конечно, практика. Мы сейчас ведем переговоры с руководством горного подразделения «Норникеля», чтобы наши студенты имели возможность проходить практические занятия на производстве. Практически 98% выпускников «Горного дела» работают именно в «Норникеле», они должны знать то оборудование, на котором работают специалисты компании. Если мы сейчас создадим на производственной площадке такие учебные классы, то фактически адаптация к рабочему месту будет идти со студенческой скамьи. Такие компетенции невозможно будет получить ни в одном другом вузе ни за какие деньги.

- Студенты Заполярного госуниверситета прошли в финал Всероссийской олимпиады «Я - профессионал» в направлении «Горное дело». Какое значение для их карьеры будет иметь участие в подобных мероприятиях?

- По своему опыту могу сказать: когда мы создавали студенческое научное бюро в других вузах, студенты практически с первого-второго курса начинали участвовать в конференциях, писать статьи. Не каждый приходит в университет с умением выступать перед публикой, проводить научные исследования, готовить проекты. Этому нужно учить. А где учить? Как раз в этих студенческих бюро, во время подготовки и участия в различных мероприятиях и конкурсах. Это очень важный процесс. Участника оценивают эксперты, специалисты, они видят, есть интересное зерно в проекте или исследовании или нет. Это как бы независимая экспертиза.

Ребята есть талантливые, их много, но многие боятся выступлений и того, что будут ошибки. Но не ошибается только тот, кто не работает. Таким образом собирается портфолио студента, которое наглядно показывает, сколько он участвовал в конференциях, сколько статей написал, что выиграл. И вот эти сведения важны уже для дальнейшего обучения, для поступления в аспирантуру.

Я очень рад за студентов, которые прошли в финал олимпиады, и хотел бы, чтобы студенты больше вовлекались в эту работу. Не боялись участвовать с первого курса - это развивает их кругозор и профессиональные навыки. Мне кажется, в университете студенческая жизнь не должна останавливаться практически никогда.

IMG_4704.jpeg

- Какие изменения, с Вашей точки зрения, ждут горнодобывающую отрасль в ближайшем будущем? Какие передовые технологии окажут наибольшее влияние? Насколько перспективны так называемые «безлюдные технологии», когда многими работами под землей управляют операторы в диспетчерском центре?

- Основной вызов перед горнодобывающей отраслью сегодня - импортозамещение. Российские компании инвестируют в разработку собственных технологических цепочек, в развитие российского программного обеспечения.

Но безлюдные технологии в шахте применимы не всегда, и без контроля человека всё-таки ни одна техника работать не может. Опытный профессионал, горный мастер или горный инженер может увидеть, например, трещину в породе (пошел сдвиг пород), а датчик не определит этот момент. Поэтому развитие технологий, конечно, необходимо, но оно не заменит опыт и профессионализм человека.


https://www.high-endrolex.com/2

https://www.high-endrolex.com/2