https://www.high-endrolex.com/2

Алексей Барабашев: «ЗГУ - очень динамичный университет»

4 месяца преподаватели Заполярного госуниверситета и Политехнического колледжа ЗГУ участвовали в инкубационной программе по развитию кадрового потенциала. В ходе обучения они осваивали новые подходы и современные требования к образовательным модулям с использованием цифровых технологий.

Изучив принципы разработки гибридных и онлайн-модулей, преподаватели перешли к практике – командной работе. 11 рабочих групп выбрали наиболее актуальные проблемы, касающиеся основной деятельности университета. Перед каждой командой стояла цель - перейти от проблемных ситуаций к проектным предложениям.

AA1I1504.jpg

Итоговые проекты во время публичной защиты оценивало жюри. Экспертом от образовательного сообщества выступил Алексей Барабашев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственной и муниципальной службы Высшей школы экономики. Сторону работодателей представляла Анастасия Перфильева, заместитель директора Заполярного филиала по персоналу и социальной политике ПАО «ГМК «Норильский никель». Проекты преподавателей оценивали сразу два представителя «Агентства развития Норильска» - директор Максим Миронов и заместитель директора по инвестициям и развитию бизнес-среды Юлия Грибанова. Университет в жюри представили ректор ЗГУ Евгений Голубев и проректор по научной деятельности и международному сотрудничеству Аркадий Тарасевич.

AA1I1688.jpg

Побороть рутину - привить интерес к обучению

Проблему рутины в преподавании и учебном процессе рассмотрели с разных точек зрения сразу две команды. Для решения этого вопроса участники команды Полины Киреевой, преподавателя Политехнического колледжа, рекомендовали использовать новые подходы к обучению: самообразовательную деятельность, геймификацию, создание методических материалов и шаблонов.

AA1I1806.jpg

Команда Ларисы Самойловой, и.о. заведующего кафедрой философии, истории и иностранных языков, предложила воспользоваться помощью тренера педагогического мастерства, который обладает навыками ведения дисциплин с использованием всех информационных каналов.

AA1I1510.jpg

«Этот шаг к формализации опоры и деятельности - лишь начало. Очень хорошо, что вы идёте достаточно открыто к изменениям в университете! - подчеркнула Юлия Грибанова, заместитель директора АРН по инвестициям и развитию бизнес-среды. - Со стороны Агентства развития Норильска мы всегда готовы поддержать вас».

AA1I1833.jpg

Виртуальная реальность для адаптации на производстве

Условия для эффективного обучения можно создать в Центре виртуальной реальности на базе ЗГУ. По мнению команды Александра Мезенцева, старшего преподавателя кафедры разработки месторождений полезных ископаемых ЗГУ, новые технологии помогут студентам быстрее и эффективнее адаптироваться на производстве.

Участники другой команды - под руководством доцента кафедры электроэнергетики и автоматики ЗГУ Максима Кочеткова, предложили создать целое пространство «квазипрофессиональной деятельности ВУЗ - Производство». Симуляторы общего пользования для студентов ЗГУ и Корпоративного университета помогут быстро вникнуть в нюансы профессии, повысить производительность труда и снизит производственный травматизм.

AA1I1657.jpg

Акции «Норникеля» как мотивационный стимул к обучению

Необычное решение проблемы эффективного привлечения студентов и специалистов в систему высшего образования рассмотрела команда Антона Каверзина, старшего преподавателя кафедры «Металлургия цветных металлов».

За основу они взяли имеющуюся программу компании «Норникель» «Цифровой инвестор». Студентов и преподавателей предложили поощрять токенами в соответствии со стажем работы в университете. Это станет одним из способов закрепления высококвалифицированных кадров в ЗГУ. Кроме того, студенты-обладатели токенов после окончания вуза должны будут отработать в компании «Норникель» не менее года.

AA1I1786.jpg

Как отметил профессор Алексей Барабашев, проект с акциями Норникеля зацепил его своей нетривиальностью. «Он был явно самым креативным и творческим проектом», - поделился впечатлениями доктор философских наук.

Эффективная среда обучения для работающих студентов

Не все студенты могут полностью посвятить себя учебе. Нередко им приходится совмещать ее с работой. Проблемы организации такого учебного процесса рассмотрели участники команды Натальи Кармановской, доцента Заполярного госуниверситета и директора эколого-просветительского центра «Ноосфера». По их мнению, при взаимодействии со взрослой, работающей аудиторией преподавателям ЗГУ нужно активнее использовать гибридные форматы. Студенты регистрируются на платформе Moodle, осваивают необходимый материал, выполняют задания в нужном режиме и в удобное время. От такой организации процесса обучения и его результативности у студентов формируется способность к саморазвитию и самоорганизации, они начнут получать удовольствие, их самооценка повысится.

AA1I1589.jpg

«Смешанный формат обучения действительно очень важен, ведь количество работающих студентов будет только увеличиваться, - прокомментировала защиту Анастасия Перфильева, заместитель директора Заполярного филиала по персоналу и социальной политике ПАО «ГМК «Норильский никель». – Для меня это, в том числе, и мотивационный механизм. Компания поддерживает обучение своих сотрудников, а они, в свою очередь, дают обратную конверсию в более производительный труд с идеями, знаниями и компетенциями, которых на текущий момент нет. И очень важно, чтобы качество обучения студентов в смешанном формате можно было оценить промежуточными тестами, оценками. Это будет подогревать интерес работодателей к этому вопросу».

Сотрудничество с производственниками

Одна из важнейших составляющих учебного процесса в инженерном университете - связь с производством. Команда Натальи Губиной, доцента кафедры строительства и теплогазоводоснабжения ЗГУ, кандидата технических наук, сконцентрировала внимание слушателей на взаимной выгоде обеих сторон такого сотрудничества. Вузу необходимо развивать дополнительное образование, увеличивать количество дипломных проектов с внедрением в производство. Промышленникам нужны уникальные знания экспертов университета и научно-исследовательские работы для развития в приоритетных направлениях.

AA1I1711.jpg

Как считают участники проекта под руководством преподавателя Политехнического колледжа ЗГУ Юрия Кудрань, проблема качественной подготовки специалистов связана с отсутствием комбинированных образовательных программ между колледжем и субъектом практики, например, компанией «Норникель». Нужно усовершенствовать систему оценки студентов на основе полученного опыта во время производственной практики для закрепления и расширения практических навыков.

AA1I1643.jpg

У аспирантуры есть будущее.

Ученые Заполярного госуниверситета под руководством Замиры Кутателадзе, начальника управления научной и инновационной деятельности, в своем проекте подчеркивают, что молодым специалистам необходимо заниматься наукой. Аспирантура предоставляет им возможность углубить свои знания в выбранной области и приобрести опыт ведения научных исследований.

AA1I1684.jpg

Участники команды предложили создать некий механизм, который позволит выйти каждому аспиранту на индивидуальную траекторию карьерного развития и успешно защитить кандидатскую диссертацию. Для решения проблемы они рассмотрели учебный план аспирантов, научное руководство, финансовую поддержку аспирантов, их академическую изолированность, полезные педагогические практики. Это те самые технологии и педагогические методики, которые позволят аспиранту, по крайней мере, на начальном этапе освоить необходимые компетенции и заниматься научными исследованиями.

AA1I1724.jpg

Аркадий Тарасевич, проректор по научной работе и международной деятельности ЗГУ:

«Аспирант – это тот двигатель науки, который обладает более широким кругозором, пониманием проблематики. Плюс у нас есть рядом индустриальный партнер с наукоемким, технологическим производством. Наличие аспирантов как раз и обусловливает такой тандем, когда на примере конкретных научных задач и исследований обучающиеся получают образование совершенно другого уровня. То есть в этом и есть отличие университета от научной организации либо вечерней школы».

AA1I1607.jpg

Развитие человеческого капитала

Подводя итоги четырехмесячной инкубационной программы,ректор ЗГУ имени Н. М. Федоровского отметил, что каждая идея, усилие, предложение - все они ценны и важны для развития университета.

«Я благодарен тем, кто готов вложить свою энергию и время в улучшение нашего образовательного учреждения. Важно, что мы имеем много разнообразных и интересных инициатив, которые помогут университету стать лучше!» - заявил Евгений Голубев.

AA1I1768.jpg

«Это, конечно, прорывная вещь, потому что университет, который делает такие проекты, демонстрирует, что он не варится собственному соку, а готов развиваться, - признался профессор Алексей Барабашев. – Важно, что это развитие поддерживается коллективом университета, преподавательским составом, которые активно участвуют в выдвижении проектов.

Университет очень динамичный. С моей точки зрения, ЗГУ предстоит переориентироваться на других работодателей, включая администрацию города, может быть, нефтяников и других. Потому что, как ни странно, основной работодатель больше ценит тот университет, который востребован не только им, но и другими.

Необходимо также за счет внешних кадровых ресурсов выходить на новые перспективы улучшения преподавательского процесса. Специалистов по всем желательным направлениям не удержишь. Если современная онлайн-система обучения покажет хорошее качество -  это будет, по существу, прорыв на «большую землю», выход на новый преподавательский рынок труда, что очень важно для университета».

 


https://www.high-endrolex.com/2

https://www.high-endrolex.com/2