https://www.high-endrolex.com/2

Арктика - полигон новейших технологий

Кафедру металлургии цветных металлов Заполярного госуниверситета возглавила Наталия Ванюкова. Доктор технических наук, профессор, рассказала, что привыкла всегда работать с полной отдачей и критично оценивать полученные результаты. И результаты этой работы вполне могут стать основой увлекательной книги.

- Наталия Дмитриевна, расскажите о Вашем опыте преподавательской и научной работы.

- В своё время я окончила с красным дипломом Днепропетровский металлургический институт по специальности «Физико-химические исследования металлургических процессов». После аспирантуры работала в должности научного сотрудника «Проблемной лаборатории подготовки металлургического сырья» того же института. 

Основным направлением научно-исследовательской деятельности была разработка технологии получения железорудных окатышей с остаточным углеродом. На Северном горно-обогатительном комбинате (г. Кривой Рог) была получена опытно-промышленная партия углеродсодержащих окатышей объемом 22,5 тыс. тонн, которые были проплавлены в доменных печах металлургического завода им. Петровского (г. Днепропетровск). В результате, при производстве таких окатышей, удалось существенное снизить расход природного газа, которое составило до 40% на тонну. Плавка полученного сырья в доменных печах показала экономию дефицитного и дорогостоящего кокса.

После защиты кандидатской диссертации в 1996 году меня пригласили в Германию в Рейн-Вестфальскую Высшую Техническую Школу (RWTH) г. Аахен. Это один из старейших и знаменитых технических университетов Германии. В Аахене я работала приглашенным научным сотрудником в Институте черной металлургии под руководством выдающегося ученого, металлурга, величины мирового масштаба профессора Х.В. Гуденау. В рамках проектирования установки по прямому получению железа совместно с компаниями NSM (Тайланд), Mannesmann AG (Германия), Inmetco (США), RWTH (Германия) и др. мне было поручено руководство разделом проекта по исследованию металлургических свойств углеродсодержащих окатышей, произведенных из различных типов руд и углей применительно к процессу «Инметко». Получение сырых, металлизованных окатышей и проведение полупромышленных испытаний осуществлялось на опытных установках в Исследовательском центре подготовки железных руд (SGA, Othfresen, Germany). 

Для меня, молодого ученого, это был незабываемый опыт совместной работы непосредственно с автором процесса Инметко, со многими выдающимися учеными мировой металлургии, по чьим учебникам и научным трудам я постигала тонкости своей профессии. Результаты, полученные при выполнении этого проекта, легли в основу моей докторской диссертации, которую я защитила в 2003 году. В этот же период времени я работала на кафедре металлургии чугуна и получила звание профессора. Важной вехой в моей трудовой и научной деятельности считаю присвоение мне в 2007 году звания Лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники за научный труд: «Разработка научных основ и создание комплекса энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования для получения железорудного сырья, обеспечивающего высокую эффективность производства металлов» в коллективе авторов.

Это очень актуальная и важная работа, ведь сырье - это базис, от которого зависит непосредственно ход процесса, качество получаемого продукта, расход энергии и ресурсов. Это применительно как к черной, так и к цветной металлургии.

В связи с разнообразием использования сырья и широким применением цветных металлов в современном народном хозяйстве цветная металлургия характеризуется сложной структурой. В ее состав входят алюминиевая, медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, титано-магниевая, оловянная, вольфрамо-молибденовая, благородных металлов, твердых сплавов, редких металлов и другие отрасли. Цветная металлургия выступает в качестве градообразующей отрасли многих промышленных центров Урала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и Севера. К таким центрам относится и Норильск.

photo_5348404473585850180_y (1).jpg

- Почему выбрали для дальнейшей работы город Норильск? Какие у Вас первые впечатления от северного города?

- Откровенно говоря, не планировала переезжать в Норильск, на будущее у меня были несколько иные планы.  Я получила от руководства ЗГУ хорошее предложение о работе. Важным и определяющим для меня является, прежде всего, возможность самореализации в научно-исследовательской и, конечно же, образовательной деятельности.

О городе у меня сложилось приятное впечатление. Мне нравится, что здесь снег, хотя я сама из южных регионов. Норильск - цивилизованный город. Живу в прекрасном районе, у меня всё рядом, работа совсем близко.  Прекрасно ходит общественный транспорт, есть тёплые остановки - меня это удивило, я первый раз в жизни такое встречаю. Это говорит о том, что руководство города заботится о людях, им не безразлично, как жители добираются домой или на работу.

- С сентября 2023 года начались занятия студентов на Надеждинском металлургическом заводе. Какое значение имеет такой формат обучения?

- Для студентов очень важно проходить практику непосредственно на предприятии, возможно, будущем месте их работы. Многие студенты, которые здесь учатся, хотели бы устроиться в хорошую, серьезную компанию и получить профессиональный и карьерный рост. Они могут изучить производственные процессы непосредственно на заводе. Часто бывает, что человек начинает работать и понимает - это же не мое. Ощутив все, «увидев» своими глазами, они будут иметь представление о будущей профессии, и примут решение осмысленно. 

- Какими Вы видите выпускников бакалавриата по профилю «Прогрессивные технологии металлургии цветных металлов»?

- Основная цель этой программы - подготовка специалиста в области цветной металлургии, который будет способен решать конкретные задачи на производстве. Мы готовим специалистов, которые помимо глубоких знаний профильных специальностей должны быть всесторонне развитыми личностями. Выпускник нашей кафедры на любом предприятии отрасли, независимо от характера производства, имеет необходимый высокий уровень профессиональной подготовки и владеет компетенциями, позволяющими ему приступить к выполнению своих трудовых обязанностей с минимальными временными затратами на его дополнительное обучение на предприятии.

В эту программу включена специальная разработка профессиональных компетенций, которые предусматривают работу специалиста на предприятии.  Мы добавляем их, в зависимости от поставленной задачи в конкретную дисциплину. Уточняем её содержание, на что конкретно она направлена.  То, что мы добавляем, касается производственных моментов, особенно активно мы их можем применять, когда студенты проходят практику, производственную технологическую или преддипломную.

- Насколько продуктивно складывается сотрудничество кафедры со специалистами заводов и руководством «Норникеля»?

- В процессе обучения очень продуктивно. Это большой плюс именно данного региона и данного вуза. Компания «Норникель» заинтересована в высокообразованных, хорошо подготовленных специалистах. И когда преподаватели с предприятий приходят в аудиторию, они требуют от студентов определенного уровня знаний, ставят перед ними актуальные задачи, отвечающие запросам конкретного производства. Очень хотелось бы, чтобы эта тенденция сохранялась и в дальнейшем.

- Как Вы думаете, насколько сегодняшние школьники, абитуриенты университета, заинтересованы в получении профессии металлурга? Как увлечь их и чем мотивировать?

- Это очень непростой вопрос. Металлургия - сложная и специфическая отрасль. Редко кто может сказать в подростковом и даже юношеском возрасте: моё призвание - металлургия. И такая тенденция присутствует во многих странах, не только в России. Все хотят быть врачами, юристами, футболистами, актерами и т.д., но не металлургами. Это непростая работа, которая требует очень широкого спектра знаний. Тут должна быть и физика, и химия, и математика. Одновременно, это работа интересная, перспективная с возможностью карьерного роста и профессионального развития.

Наша задача сейчас, во время проведения профориентационной деятельности, увлечь ребят. Дать им понять, что в этой работе очень много положительных моментов. Кроме того, это востребованная и остродефицитная профессия, потому что нам не хватает инженеров, не хватает специалистов. К сожалению, на какое-то время момент был упущен, базовая школа была переориентирована на другие задачи, и сейчас мы пытаемся наверстать, вернуть школьникам интерес к этой специальности, чтобы у них появилось желание идти к нам учиться.

Также необходимо работать с ребятами из среднего профессионального звена. По опыту моей преподавательской работы, есть такие студенты, которые после окончания техникума учатся лучше, чем отличники из школ. С ними проще говорить о профессиональных вопросах, они больше заинтересованы, чем вчерашние школьники. И это проявляется уже на втором, третьем курсе. То есть нам важно привлечь и этих ребят.

photo_5353020330773436151_y.jpg

- Какие перспективы в работе Вашей кафедры видите в будущем? Планируете ли усиливать научно-исследовательскую работу?

- В условиях современных реалий и происходящих в мире изменений, Арктика становится полигоном новейших технологий. В регионе открываются новые предприятия, оснащенные самым современным оборудованием, реализуются масштабные инвестиционные проекты. На мой взгляд, работа в Арктике — одно из самых перспективных карьерных направлений в обозримом будущем. С этой точки зрения, работа на кафедре металлургии цветных металлов в ЗГУ открывает новые возможности для дальнейшего профессионального роста. Активное сотрудничество ЗГУ с предприятиями-партнерами Группы «Норильский никель» позволяет внедрять в учебный процесс обучение профессиональным компетенциям, востребованным на предприятиях отрасли, знакомить студентов с реальным производством, начиная с самых ранних этапов обучения. Важнейшими задачами образовательного процесса, которые генерируются на основе запросов со стороны работодателей и динамично развивающихся тенденций внутри рынка труда, считаю формирование многовекторных навыков и знаний, которые позволят нашим студентам успешно строить свою карьеру.

Работа преподавателей вуза закладывает основу кадрового потенциала и технологического суверенитета страны, но при этом мы обязаны не забывать также о воспитательной работе, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса, что закреплено также и на законодательном уровне. Мы должны закладывать в нашей молодежи нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к Родине, честность и порядочность. Не следует также забывать о важной роли науки в образовательном процессе. Наука является основой современного образования. Она формирует критическое мышление, способствует развитию научного метода и способности анализировать и оценивать информацию. Научные исследования делают образование более интерактивным и практичным, позволяя студентам применять полученные знания на практике.

Что касается научно-исследовательской работы, то мне наиболее близко направление развития энерго- и ресурсосберегающих технологий, это прежде всего вопросы переработки техногенного сырья с целью его дальнейшего использования в металлургических агрегатах. Это именно то направление, в котором я имею достаточно большой научный, практический  и производственный опыт. В Указе Президента России «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» в перечне приоритетных направлений развития указаны в том числе «Рациональное природопользование, энергоэффективность и энергосбережение», а к критическим технологиям отнесены  «Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения». Учитывая огромные площади, которые занимают хвостохранилища техногенных отходов и значительное количество ценных компонентов, которые они содержат, безусловно, у этого научного направления есть хорошие перспективы и будущее.

 #ЖенщиныУченые


https://www.high-endrolex.com/2