
5 рецензируемых научных журналов опубликовали статьи доцента кафедры электроэнергетики и автоматики ЗГУ Максима Кочеткова. Результаты его исследований в сфере науки об образовании появились в ведущих научно-методических изданиях: «Педагогическое образование в России», «Психопедагогика в правоохранительных органах», «Преподаватель XXI век», «Школьные технологии», «Народное образование».
Научный интерес доцента Заполярного университета охватывает вопросы воспитания человека-гуманиста, интеллигента, сохранения традиционных ценностей, национальной самобытности и укрепления суверенитета. Предложенные авторские технологии в обучении вызвали интерес научного сообщества и были отмечены на Всероссийском конкурсе. Рассказываем о двух направлениях исследований эксперта.
«Антропоэкологичность» развития общества
«Что такое человек и остается ли он человеком по мере развития антропоинноваций, каковы в связи с этим допустимые границы его изменения как биосоциокультурного образования?» - задаётся вопросом Максим Кочетков.
Для информации:
Антропоинновации — это частный случай инноваций, когда новшество состоит в изменении человека как целостного биосоциального образования.
К антропоинновациям относятся:
-
генная инженерия;
-
киборгизация;
-
крионика;
-
интеграция искусственного интеллекта, информационно-диагностических систем непосредственно в сознание человека;
-
трансформирующее человека фармацевтическое и ГМО-влияние;
-
технологические проявления виртуализации сознания и цифровизации среды существования человека, которые потенциально ограничивают его права и свободы.
«Изменения в обществе нуждаются в универсальном условии устойчивого развития всех его сфер», - отмечает автор и предлагает принцип «антропоэкологичности» развития общества. В его основе - устойчивость индустриализации, безопасность инфраструктуры, соблюдение фундаментальных прав и свобод человека, снижение неравенства внутри стран и между ними, здоровьесбережение и экология.
Как воспитать инноваторов
Постоянное самосовершенствование преподавателя в современных условиях - обязательное условие профессионализма. Максим Кочетков предложил два авторских подхода, которые уже реализуются в его преподавательской деятельности. Первый относится к процессу обучения и назван «адаптирующим».
«Проведение семинарского (практического) занятия осуществляется не только после лекции, но и до нее, - поясняет суть авторской технологии эксперт ЗГУ. - Но самое главное, что система знаний по данной теме воспринимается обучаемым не в качестве догмы, а как один из подходов к описанию закономерностей. В результате обучаемый формируется как инноватор, который может взглянуть на устоявшиеся знания и технологии с принципиально новой точки зрения».
Такой подход помогает креативному осмыслению студентом любой области знаний, освоению преподавателем смешанного образования, в частности, технологии «перевёрнутый класс». Ученый рекомендует широкое внедрение данной технологии, основанной на творчестве и сотворчестве преподавателя и студента.
Вторая авторская технология посвящена становлению преподавателя вуза как педагога-профессионала. Как подчеркивает автор, уровень мастерства преподавателя напрямую связан с показателями ценностного и профессионального взаимодействия в системе «преподаватель-студент», с «живым», межличностным общением.
Для диагностики коммуникативных навыков, оценки направленности мышления эксперт предлагает составить анкеты в виде заданий на основе пословиц и поговорок. Их выполнение достаточно увлекательно и может привлечь к изучению русского языка, литературы и фольклора даже студентов технических специальностей.
Напомним, что в 2024 году преподаватель ЗГУ Максим Кочетков стал победителем Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания, развитие открытой информационной среды высшего образования».