В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» прошёл экспертный семинар по обсуждению концепции и модели деятельности «Лицея им. В.И. Долгих», который будет построен в Норильске. За одним столом собрались ведущие эксперты российского образования, представители компании «Норникель» и учредителей Лицея - Администрации города, Агентства развития Норильска и Заполярного госуниверситета.
Для информации:
Многопрофильный образовательно-культурный комплекс «Лицей им. В.И. Долгих» расположится в Центральном районе города на ул. 50 лет Октября, напротив спортхолла «Айка». Возведение важного социального объекта профинансирует компания «Норникель». Проектно-сметная документация на строительство здания на 1100 учащихся сейчас проходит процедуру согласования. Учредители Лицея – муниципальное образование город Норильск, Агентство развития Норильска и Заполярный государственный университет. Деятельность образовательно-культурного комплекса будет финансироваться из бюджетных и внебюджетных источников. Лицей станет одним из масштабных проектов реновации Норильска.
Образ Лицея проектирует команда «Школа высоких широт», в которую вошли представители норильского педагогического сообщества, ЗГУ имени Н.М. Федоровского и АНО «АРН», специалисты Школы антропологии будущего РАНХиГС, при участии фонда «Образование – обществу».
«Важно создавать школу не как здание, а как институт взросления», - отметил директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, академик Российской академии образования Александр Асмолов.
В основу концепции Лицея положен системно-деятельностный подход, рассматривающий образование не просто как набор компетенций, но как механизм расширения возможностей личности, обеспечивающий адекватный выбор в ситуации неопределенности. Согласно концепции Лицея, с самого начала обучения дети будут активно участвовать в формировании собственных образовательных траекторий, смогут выбирать совместные виды деятельности и создавать сообщества. Лицей станет своеобразной «образовательной песочницей» для безопасных проб, экспериментов, ошибок и рефлексии.
Помимо образовательного центра, Лицей будет являться также городским социокультурным центром и центром передовых образовательных практик.
«В результате нескольких стратегических сессий с участием норильского педагогического сообщества мы пришли к пониманию, что требуется создание мотивирующей интерактивной образовательной среды, ориентированной на то, чтобы дети получали хорошее образование и воспитание, активно участвовали в стратегическом развитии Норильска, и позволяющей проводить качественную работу по развитию образовательных практик», – пояснил заместитель директора Школы антропологии будущего РАНХиГС Павел Рабинович.
Особенности образовательной модели Лицея:
- проектная и исследовательская деятельность,
- клубные форматы,
- межпредметные модули,
- навигаторское сопровождение самоопределения,
- «бесшовность» общего и дополнительного образования,
- уникальная система оценки достижений учащихся.
Лицей как социокультурный центр будет реализовывать программы стратегирования и сопровождения семей, организовывать стажировки и предпринимательские пробы учеников, проводить научно-популярные и досуговые события, в том числе общегородские.
В качестве центра образовательных практик Лицей сможет собирать, адаптировать, внедрять и тиражировать передовые образовательные наработки на все норильские школы. А для «прокачки» местного педагогического сообщества планируется приглашать в Норильск на «академическую вахту» учителей из лучших российских школ.
Самая амбициозная цель проекта – сформировать уникальную образовательную среду, которая будет мотивировать семьи с детьми из разных регионов страны на переезд в Норильск, а северян убедит остаться в родном городе.
Наталья Коростелева, заместитель главы Норильска по социальной политике:
«Мы с огромным воодушевлением ждём строительства Лицея имени Владимира Ивановича Долгих, а работу над его концепцией начали еще два года назад. С началом работы Лицея мы ожидаем положительных изменений всего образования в городе. Мы хотим, чтобы наши дети получали ещё более качественное образование, и чтобы о наших образовательных учреждениях узнавали далеко за пределами Норильска».
Эксперт подчеркнула, что молодые специалисты стали чаще возвращаться в Норильск после окончания обучения на «материке», поскольку видят в родном городе позитивные перемены и хотят быть их частью.
«Чтобы молодёжи хотелось оставаться в Норильске или возвращаться в родной город после окончания учебы или развивать заполярный край, даже проживая на другой территории, важно воспитывать в детях неравнодушие и любовь к малой родине», - отметила директор департамента социальной политики «Норникеля» Ирина Жуйкова.
Норильский образовательный проект покорил федеральных экспертов своей нетривиальностью.
«Концепция потрясающая! Я получил большое удовольствие от изучения документов. Они как глоток свежего воздуха в мире единообразия», заявил заведующий Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич.
По итогам семинара Высшая школа экономики выразила готовность помочь сформировать стратегию привлечения педагогических кадров в Норильск.
«Это, безусловно, амбициозный проект с сильной образовательной философией, – прокомментировал руководитель Лаборатории управления школой Института образования НИУ ВШЭ Константин Серёгин. – Высшая школа экономики как центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов. При этом важно, что созданный механизм будет работать не только на Лицей им. В.И. Долгих, но и в интересах всей системы образования Норильска».
Фото: Александр Александров