«А почему?»

В Политехническом колледже ЗГУ стартовал необычный формат встреч со школьниками Норильска. Новый подход к коммуникации с 9-классниками предложил директор Пётр Великоруссов.

«Наше новое мероприятие мы назвали не лекцией, не уроком, а именно беседой. Беседа – это не скучно и не страшно, особенно если ты не подготовился, если ты забыл или не выучил тему. Беседа – это возможность в комфортной обстановке послушать, поговорить, задать вопросы, поспорить с выступающим, и, самое главное, не бояться предлагать свое видение, свои идеи».

Цель таких встреч - вызвать у школьников искренний интерес к учебным предметам, к науке и исследованиям, к знаниям. Заинтересовать детей очень просто, считает Пётр Великоруссов, физик-акустик и магнитометрист по образованию. Нужно что-то показать и научить не бояться задать всего один вопрос: «А почему?». Первая встреча была посвящена свету.

«Мы постарались с разных сторон рассказать школьникам о свете: мысли античных философов и мыслителей эпохи Просвещения, современные концепции и подходы физиков – как свет появляется и распространяется; биологов – как человеческий глаз его воспринимает и интерпретирует; фотографов – как связаны между собой композиция кадра и работа головного мозга зрителя. Именно всесторонний подход позволяет взглянуть на обыденные и привычные вещи под новым углом – а это именно то, что мы хотим от наших бесед», - пояснил директор Политехнического колледжа.

2024-02-10 19-28-52 (2).jpeg

Интересный факт:

Любой школьник знает, чему равна скорость света в вакууме – одна из основных констант в физике. Но очень мало кто задумывался, что именно саму скорость света никто никогда не измерял!

2024-02-10 19-28-52 (1).jpeg

Сложные формулы спикер заменил на примеры из жизни, таким образом школьникам сразу всё становилось понятно.

- Если мы хотим измерить скорость, например, машины, то мы берем две точки, скажем А и Б, измеряем расстояние между ними и время, за которое машина проезжает. Делим одно на другое и получаем скорость.

Да, с маленькими скоростями так работает. А как быть со скоростью света? Если мы запустим лучик из точки А в Б, то чтобы зафиксировать приход луча в точку Б, нам нужно «быстрее» скорости света в ней оказаться – а это невозможно. Поставить дистанционный датчик или таймер в точку Б и запустить его при старте света из А? Так сигнал на датчик идет с той же самой скоростью света, и стартовый сигнал таймера, и сам свет придет в точку Б одновременно и таймер ничего не покажет. Значит опять ничего не получится.

- Как же измерили скорость света?

- Очень просто: поставили в точке Б зеркало и измерили время, за которое свет пройдет двойное расстояние из А в Б, отразится от зеркала и вернется в точку А. Тем самым мы измерим двойное время и двойной путь. Разделим путь на время – и вот она – скорость.

Но, если задать тот самый вопрос: «А почему?». Почему мы считаем, что скорость света в одном направлении и в обратном одинаковая? Может, в одну сторону она половина привычной нам скорости света, а в обратную – бесконечно большая? Усреднив эти скорости «туда» и «обратно», мы и получим привычную нам скорость света. Так вот, именно саму скорость света в одну сторону никто и никогда не измерял. Измеряли среднюю «туда-обратно». А может, средняя скорость света, это как «средняя температура по больнице»?

2024-02-10 19-24-35 (6).jpeg

«Мне понравилось, как ломали привычную логику, и мы не могли понять, что правильно, а что нет», - говорили школьники после беседы. - Программа очень интересная! Мы не просто слушали, но и смеялись, обсуждали восприятие мозга человека и пили чай».

Проводить беседы в таком нестандартном формате преподаватели Политехнического колледжа и Заполярного госуниверситета планируют постоянно. Затронут не только различные разделы физики, но и другие области знаний – математику, химию, астрономию, программирование.

«Приходите в студенческую столовую Политехнического колледжа! С нас – знания и чай с пирожками, а с вас – желание задуматься!», - приглашает Пётр Великоруссов.