https://www.high-endrolex.com/2

Образование для металлургов будущего

В Норильске с рабочим визитом побывал заведующий лабораторией физико-химических основ металлургии цветных и редких металлов ИМЕТ РАН. Александр Анохин участвовал в разработке современной программы ЗГУ по металлургии цветных металлов. Мы спросили кандидата технических наук о перспективах развития отрасли.

ARL04224.jpg

- Александр Сергеевич, расскажите о цели Вашего визита в Норильск

- Два года назад мы начали дорабатывать образовательную программу по цветной металлургии с учетом новых технических решений, современного оборудования и актуальных подходов. Сейчас мы встречались со специалистами компании «Норникель» и Заполярного госуниверситета, чтобы сверить часы. Мы все понимаем, что технологии развиваются и запросы компании «Норникель» на подготовку кадров уточняются, и, следовательно, образовательная программа вуза тоже перерабатывается и меняется.

Заполярный госуниверситет реализовал очень хорошую амбицию по созданию инженерных учебных пространств на предприятиях, что означает новый виток в практической подготовке. Студенты могут приезжать и учиться, смотреть, как работают мастера и технологи на реальном производстве, оценивать текущие передовые технические решения. И все это по сквозному технологическому процессу, то есть от добычи и переработки руды до финальной продукции.

PC-DSC_7521.jpg

- Что представляет собой образовательная программа по металлургии для Заполярного госуниверситета?

- Программа изначально делится на несколько этапов:

  • Базовое образование для первого и второго курса: в основном, естественно-научное, с небольшим количеством гуманитарных составляющих. Помимо очень хороших знаний по химии, физике и математике будут даваться различные технологические вещи, связанные с системой автоматизированного управления, цифровизацией и контролем качества полуфабрикатов и конечной продукции.

  • Третий-четвертый курс – это контрактные разработки, когда студенты могут проявить себя и начать работать с компанией «Норникель». По техническому заданию они будут учиться принимать решения в отношении конкретной задачи на производстве. При этом формируемое техническое решение действительно кому-то нужно. И, естественно, студенты в своей технологической деятельности имеют большой пул наставников со стороны предприятий, ЗГУ и академической науки. Для реализации и решения конкретной прикладной задачи в их распоряжении инфраструктура производства и университета.

  • На пятом - шестом курсе идёт работа с продуктовыми решениями. Мы четко понимаем, что компания развивается и нужны новые технологии и продукты. Студенты на этом этапе попробуют их создать. К примеру, у компании есть экологическая стратегия, связанная с экологией, очисткой воды или переходом в новую энергоэффективную парадигму. В этой области будущий специалист проведет исследования и подумает над созданием своего варианта. Результатом будет продукт с глубокой интеграцией лучших решений и аргументами, почему это нужно рынку и как встроить этот продукт в цепочку добавленной стоимости компании или партнеров.

DSC_2790.jpg

Дальше карьерный путь очень простой: можно пойти в прикладную науку или стать конструктором, технологом, а возможно даже уйти в разработку отечественных цифровых решений для предприятия. Тут каждый определяет для себя сам, а наставники «Норникеля», ЗГУ и партнеров всегда помогут и поддержат как на старте карьеры, так и в ее продолжении.

- Какие изменения ждут программу в будущем?

- Изменения не являются каким-то ноу-хау. Помимо очень хорошего базового образования мы будем добавлять в текущую образовательную модель такие инструменты, как тренажеры технологических процессов. И потом на их основе делать полные симуляторы деятельности «Норникеля». То есть студент сможет в интерфейсе программ компании смотреть, как работают агрегаты, какие есть взаимосвязи и параметры технологического процесса и обучиться этому не только внутри, но и в самом университете.

На сегодняшний момент уже актуализирован профиль компетенции, скорректирована сама программа и подготовлены сценарии для тренажеров. Далее будем работать на развитие и под другие задачи, в том числе подготовку кадров высшей квалификации. Эта программа для тех ребят и девчонок, которые будут заниматься разработками новых технических решений или операционным управлением технологическими процессами, непосредственно цветной металлургией. Надеюсь, что студенты оценят наше трепетное отношение и смогут выбрать свою карьерную траекторию внутри компании «Норникель».

ARL03808.jpg

- Насколько перспективна для студентов отрасль металлургии?

- Металлургия вообще очень интересная и перспективная отрасль. У меня родители металлурги, правда, были связаны с черной металлургией и таким легендарным предприятием как «Серп и Молот». Я помню, что в 90-е годы эта отрасль очень хорошо работала и на сегодняшний момент она по-прежнему является одной из самых эффективных отраслей. Поэтому у будущих студентов-металлургов из ЗГУ есть возможность поработать в прекрасных технологических компаниях, на реальном производстве, выбрать свою траекторию развития и пройти все пути от стажера до высшего технологического менеджмента. Думаю, такой подход, такую возможность можно и нужно использовать.

И гораздо приятнее это делать, когда под боком есть реальное действующее производство, есть наставники с «Норникеля», есть ученые в Заполярном госуниверситете и академические партнеры. Это просто отличная синергия или, как говорят, треугольник Лаврентьева: наука-образование-производство.

DSC_2529.jpg

В завершение беседы Александр Анохин пожелал студентам Заполярного госуниверситета обязательно самоопределяться в своей деятельности и выбирать то, что им нравится и там, где они могут развить и реализовать свои таланты.

 


https://www.high-endrolex.com/2